Правило безопасности работы за токарным станком. Организация рабочего места.
Особо важное значение имеет своевременное смазывание всех трущихся частей станка. Необходимо изучить карту смазки станка той модели, на которой токарю предстоит работать. В корпус коробки скоростей должно быть налито в достаточном количестве масло индустриальное 30. Коробки скоростей многих станков имеют указатели высшего уровня масла, что облегчает наблюдение за количеством последнего. Смазка механизмов коробки скоростей осуществляется во время работы станка разбрызгиванием масла зубчатыми колесами. Смену масла в коробке скоростей рекомендуется производить не реже, чем один раз в месяц. Если станок запускается в работу впервые, то масло, залитое в коробку при пуске станка, необходимо сменить в первый раз через 10 дней его работы, во второй — после 20 дней и лишь послеэтого перейти на регулярную смену масла После спуска отработанного масла коробку следует промыть чистым керосином. Заливаемое масло рекомендуется фильтровать через сетку.
Очень тщательно следует смазывать подшипники шпинделястанка. У многих современных станков, в том числе и у рассмотренноговыше станка модели 1К62, смазка переднего подшипникашпинделя и фрикционной муфты производится посредством специального электронасоса. Необходимо постоянно наблюдать за его исправностью. Если смазка подшипников фитильная, надо при заполнении проверить исправность фитилей. Для этого необходимо, заполнив каждую масленку маслом, вынуть фитили и посмотреть, проходит ли масло к месту смазывания. Коробка подач смазывается так же, как и коробка скоростей, разбрызгиванием. Кроме того, иногда для дополнительной фитильной смазки подшипников коробки подач в верхней ее части имеетсярезервуар для масла. Через фитили и особые трубки масло из этого резервуара поступает к местам смазки. Наиболее ответственные детали фартука, например падающий червяк у станка модели 1А62, смазываются разбрызгиванием масла, заполняющегосоответственные резервуары. Все прочие трущиеся поверхности деталей фартука получают фитильную смазку из общих резервуаров, расположенных в верхней части фартука, или через отверстия,закрытые шариком. На станке модели 1К62 механизм фартука смазывается от плунжерного насоса.
Через отверстия смазываются одинраз в смену все скользящиеповерхности частей суппорта. Не меньше чем один раз в смену необходимо смазывать чистым маслом направляющие станины и частей суппортов, поверхность ходового винта и ходового валика и их подшипники. Направляющие станины и поперечного суппорта станка модели 1К62 обеспечиваются периодической смазкой струей масла из фартука через специальный краник.
Необходимо также одинраз в смену смазывать пиноль и винтзадней бабки.
Смазывание некоторых частей станка производится техническим вазелином, которым наполняется масленка, имеющаяся вблизи от смазываемых поверхностей.
Регулировка станка. Исправностьдействия отдельных частей и точность станка, созданные при его изготовлении, через некоторое время могут быть частично нарушены. Для устранения образовавшихся неисправностей станка необходимо время от времени его регулировать.
Регулировке подлежат подшипники шпинделя, фрикционная муфта, тормоз, пружина падающего червяка (если он имеется), гайка поперечного суппорта (если она регулируемая), а также все планки и клинья частей суппорта.
Любую из указанных регулировок может производить самтокарь, но лишь в том случае, если он безусловно уверен, что хорошо знает правила регулировки, а также приемы проверки станка после регулировки.
Необходимость выполнения этих правил подтверждается следующим простым примером.
Токарь заметил необходимость регулировки прижимных планок продольных салазок суппорта. Он произвел необходимую регулировку, установив при этом суппорт недалеко от передней бабки, т. е. как раз на том участке направляющих станины, которые изнашиваются обычно больше остальных участков. Если он после этого включит автоматическую подачу суппорта в сторону задней бабки, то как только суппорт дойдет до менее изношенного участка, он заклинится. Поломка механизма подачи почти неизбежна. Этого не случится, если токарь после регулировки прижимных планок вручную переместит суппорт по всей длине направляющих станины.
Подобные последствия ошибок токаря возможны и при других регулировках станка.
Безопасность работы на токарном станке. Безопасность работы на токарном станке обусловливается его устройством и различными мероприятиями. Однако травмы токарей и в настоящее времяне исключены, чаще в легкой, а в отдельных случаях и в тяжелой форме. Причиной несчастных случаев, как правило, является неосторожность и пренебрежение токарей правилами безопасностипри работе на токарном станке.
Чаще всего ранения происходят из-за отлетающей стружки. Известно, что при обработке мягких металлов — латуни, бронзы и т. д. — стружка, как говорят, «фонтанирует». Мелкие кусочки стружки отлетают на большое расстояние от места образования. Даже маленькая стружка может нанести тяжелую травму, если она попадет в глаз. Еще большую опасность представляют стальные стружки, образующиеся при скоростном резании некоторых сталей.Самая простая защита от мелких отлетающих стружек — это очки (рис. 32, а), а еще лучше прозрачная предохранительная маска (рис. 32, б), закрывающая не только глаза, но и все лицо токаря. Более удобным и надежным средством защиты токаря от отлегающих стружек, даже крупных, является прозрачный экран, закрепленный насуппорте. Пример такого экрана показан нарис. 33 в двух положениях — рабочем (сплошные линии) и в откинутом (штрих-пунктирные линии). В последнем положении токарь имеет свободный доступ к обрабатываемой детали для ее установки и снятия, измерения, для смены инструмента и т. д. Перевод экрана в рабочее положение и обратно производится быстро и удобно рукояткой 1.
На рис. 26, а показано аналогичное устройство для защиты от стружки, поставляемое со станком модели 1К62, где на откидном кронштейне 3шарнирно закреплен прозрачный щиток-экран 4.
При обработке вязких сталей стружка образуется в виде длинных спиралей, перепутывающихся настолько, что удаление ихстановится затруднительным, а при работающем станке — очень опасным. Удалять со станка такие стружки руками нельзя и необходимо применять в этих случаях стальные крючки. Лучше, однако, предупреждать образование подобных стружек, применяя какой-либо из существующих способов стружколомания, рассмотренных ниже.
Несчастные случаи происходят в результате неосторожного обращения с вращающимися частями станка, главным образом зубчатыми колесами. У современных станков зубчатые колеса закрываются кожухами, причем некоторые кожухи делаются съемными. Несчастные случаи, связанные с зубчатыми колесами, почти всегда происходят по неосторожности или небрежности самого рабочего.
Нередко рабочий получает травму непосредственно от обрабатываемой детали, особенно если она имеет выступающие части. И здесь единственная мера защиты — осторожность и плотно облегающая рабочая одежда. Рукава одежды должны плотноохватывать руку рабочего у кисти. Значительное количество несчастных случаев вызывается неосторожным обращением с обрабатываемой деталью при установке ее на станок и при снятии.
При работе с охлаждением, если у станка нет специального корыта, охлаждающая жидкость иногда заливает пол у станка. Чтобы не поскользнуться и не упасть на мокром полу, около станка кладут деревянные решетки. В крайнем случае нужно посыпать пол деревянными опилками.
Неисправность электрической проводки и электрических приборов (реостатов, рубильников) для включения электромоторов и неосторожное с ними обращение также являются причинами несчастных случаев. Согласно правилам техники безопасности, каждый фрезерный станок должен быть заземлен. О всех замеченных неисправностях электропроводки и электроприборов токарю следует немедленно сообщать администрации цеха.
Необходимо отметить, наконец, что причиной травмирования токаря оказывается иногда приспособление, изготовленное токарем из подручных материалов, без соблюдения требований техники безопасности.
Токарь, в особенности молодой, должен постоянно помнить, что во время работы надо быть очень осторожным. Каждый токарь должен твердо помнить пословицу: «Машина шуток не любит и шуток не прощает».
если есть вопросы ? позвоните по телефону 8 800 500 55 42 или 8 812 448 13 14, пишите info@dvt-spb.ru мы обязательно вам поможем!
- 05.02.2021Просмотров: 10325
За точность установки и обработки детали в токарных станках отвечают специальные узлы — токарные бабки
- 27.08.2020Просмотров: 1482
В современных условиях на токарные станки приходится около 70% всех операций по металлообработке деталей. Станки с ЧПУ открывают принципиально новые возможности для высокоточного массового производства.
- 26.02.2024Просмотров: 358
Тема "Прорывные Инновации в Мире Токарных Станков: Будущее Обработки Металла" охватывает широкий спектр технологических достижений, которые радикально трансформируют промышленное производство и металлообработку. Эти инновации направлены на увеличение производительности, повышение точности и снижение затрат, а также на минимизацию воздействия на окружающую среду.